Preface
Немногие из прихожан придают значение настоящему имени Бога. Этот вербальный парадокс веры касается и Гарринчи. Первого после (?) Пеле в бразильском футбольном пантеоне. Как и любое уважающее себя божество, он располагает не только сердцами и умами своих адептов, но и целыми ритуальными сооружениями. Наиболее масштабным является футбольный кафедральный собор города-столицы Бразилии. Впрочем, сегодня речь пойдет о более компактном месте. Бар "O Torto" входит в большинство справочников атмосферных мест города Куритибы.
Основатель бара - Арлиндо Вентура (Маграо)
Фото - Diego Pisante
Дословный перевод названия бара - "Кривой", однако бразильцы и без эмблемы на фронтоне, и без бекграунда в виде иллюстрированной биографии Гарринчи внутри стен заведения догадаются, что речь идет скорее о кривоногости. По заверению владельца и бесменного старшего бармена Маграо, идея открытия собственного бизнеса, связанного с именем известного футболиста, родилась во время просмотра документального фильма, в котором звучат слова героя от первого лица: "Я - кривой (torto)". Мечта о баре пришла на смену недоосуществленному желанию перебраться в Лондон. Из достопримечательностей столицы Соединенного Королевства бразилец ознакомился лишь с таможенным пунктом аэропорта "Хитроу". Последовавшая далее депортация с затянувшимся транзитом через Париж, привела к основанию в 2002 году "О Торто". Изгиб жизненной кривой, напоминающий своей геометрией биографию Радости народа.
Фото - Rafael Dabul
"О Торто" яркостью своего фасада и взвешенной оживленностью* подкупает на фоне переживающих глубокий постпенсионный возраст зданий района Сан-Франциско, прилегающего к историческому центру Куритибы. При ближайшем знакомстве с Маграо в его глазах считывается фанатичный блеск, фонящий от сотен застекленных рамок с вырезками из газет и просто фотографиями Гарринчи, его детей, жён, родителей, друзей, домов и стадионов. Есть в неконцентрированном, но остром взгляде Арлиндо нечто не от мира сего. Как у немногословных жрецов или филателистов. Ближе к полуночи хозяин заведения, помыкая юными подмастерьями, выстраивающими пирамиды ящиков, начинает поэтапное опускание ролетов. Впрочем, это церемониальное действие нисколько не смущает постоянных посетительниц и посетителей, по-свойски протискивающихся внутрь и после официального закрытия бара. Несмотря на дежурную напряженность Маграо, политика "пивного реала" и характерная бразильская непосредственность отодвигают закрытие "О Торто" на час-другой.
*многогруппное почкование молодежи (в нормативных рамках этой категории граждан) вокруг входа в пивные бары - обычное явление для Куритибы, однако в случае с "О Торто" многочисленность не пересекает некую воображаемую критическую черту за которой начинается гул человеческого роя и дисгармония.
Фото - Lígia Skowronski
В один из подобных глубоких вечеров, накануне Всеобщего дня выборов в Бразилии, под опущенным на 3/4 входным ролетом показалась распушенная шевелюра кандидата в федеральные депутаты от Партии Зеленых - сеньора Гуры (избирательный номер 4330). Основным месседжем его программы была велосипедная тема и связанная с ней эко-здоровая концепция развития общества. Штаб кандидата, подобное к "О Торто" по размерам помещение, находился напротив бара. Зелёный политик и эффектный (пруф - ниже) городской активист с непосредственной открытостью общался со всеми присутствующими, половина из которых оказалась членами его команды. Они променяли штабной формализм во время телетрансляции президентских дебатов на более живую атмосферу "О Торто".
Afterword
Гура Натарадж (настоящее имя Жорже Бранд) - активист одной из организаций велосипедистов, который принимал активное участие в создании Сквера велосипедиста, посредством гражданской оккупации аварийно-запущенного пятачка земли в районе улицы Сан-Франциско в Куритибе и его пошаговой легитимизации (апофеозом которой стала презентация проекта создания Сквера велосипедиста на ІІІ-ем Всемирном велосипедном форуме). После нескольких лет борьбы за создание нового публичного пространства, активистам удалось добиться согласия городских властей на благоустройство угла улиц Сан-Франциско и Президента Фариа. Эта кампания дала старт политическому этапу активизма гражданина Гуры и подтвердила высокий уровень самосознания горожан и урбанистической культуры Куритибы.







Немає коментарів:
Дописати коментар